МГ «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГПЗ — ПАРАБЕЛЬ — КУЗБАСС»


28 июня 1977 года приказом № 133 министерства газовой промышленности СССР было создано производственное объединение «Томсктрансгаз».

Шёл 1977 год. Для простых советских граждан он был отмечен началом серийного производства отечественного автомобиля «ВАЗ-2121 Нива», ставшего легендарным и признанным на мировом рынке внедорожником. В этом же году, впервые в истории человечества, произошёл запуск советской космической долговременной орбитальной станцией «Салют-6», а атомоход «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли. Среди этих впечатляющих событий была и новость, прошедшая по всем главным информационным каналам страны: завершилось строительство и началась эксплуатация магистрального газопровода Нижневартовск — Томск — Кузбасс. Голубое топливо от углеводородных бассейнов Самотлора, одного из крупнейших месторождений в мире, стало поступать к промышленным гигантам Кемеровской области. Тогда же приказом Министерства газовой промышленности СССР было создано производственное объединение «Томсктрансгаз», в задачи которого входило впервые обеспечить транспортировку газа не по экспортным направлениям с востока на запад, а поддержать промышленность Западной Сибири, направив поток метана с севера на юг.

***

В 2022 году исполняется 45 лет со дня создания «Газпром трансгаз Томск», тогда именовавшего название производственное объединение «Томсктрансгаз». 45-летие в жизни человека обозначает, своего рода, рубеж, к которому он подходит, преодолев трудный путь от проб и ошибок молодости к опыту и зрелости, от первых робких шагов в профессии к достижениям и мастерству. Тоже и в истории предприятия. Оно рождается, испытывает неизбежные трудности роста, но неуклонно развивается, открывает новые горизонты, определяющие его будущее. Компания, как и человек — саморазвивающаяся система, в которой шаг к новому витку истории зачастую выглядит… как мучительная ломка того, что уже есть. История «Газпром трансгаз Томск» — это сплав биографий тысяч людей, результатом труда которых стало создание газотранспортной системы Сибири и Дальнего Востока.

Читать далееСкрыть текст
Для того, чтобы максимально полно раскрыть многоликую и удивительно богатую событиями биографию предприятия, нужно пройти долгий и кропотливый путь. Столь непростое путешествие по разным историческим эпохам облегчает подробная хронологическая лента времени, заложенная в основу этого календаря. В нём представлены этапы, события и выдающиеся личности. Всё это помогает восстановить многогранную историю компании как целостную и динамичную картину.

Было бы ошибкой думать, что газотранспортная система Западной Сибири появилась «с нуля». Ещё в 60-е годы ХХ века началось освоение нефтегазовых месторождений на севере Тюменской области и в Ханты-Мансийском автономном округе. На всю страну тогда гремели неизвестные до сих пор географические названия — Уренгой, Мегион, Самотлор…

Нижневартовск появляется как город … в 1972 году, всего за пять лет до рождения газовой магистрали НГПЗ — Парабель — Кузбасс. Уже через два года после основания города появляется Нижневартовский газоперерабатывающий завод, задачей которого была переработка попутного нефтяного газа.

Вместе с нефтью добывался попутный нефтяной газ, который первое время сжигался в факелах миллиардами кубометров. Но, как это иногда бывает, сыграла своё значение роль личности в истории. Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Алексей Кортунов относился к числу некабинетных министров, тех, кто предпочитал лично лететь и идти там, где была зона его ответственности. В одной из таких командировок его поразил факт «горящих факелов» над местами добычи. Он выяснил процентную составляющую газа в общем объёме добываемого углеводородного сырья, и попросил сделать экономические расчёты. Попутного газа хватало, чтобы обеспечить топливом металлургические предприятия Кузбасса, и поставлять сырьё газохимичесчким производствам крупного промышленного центра, которым к тому времени стала Кемеровская область. Алексей Кириллович пробил через правительство идею строительства газопровода от Нижневартовска в Кузбасс. Дожить до реализации этого проекта ему не пришлось… Тогда никто и предположить не мог, что такой «локальный» проект перевернёт судьбу многих регионов Западной Сибири, а затем и Дальнего Востока.

После принятия решения дело было за малым — проложить сквозь тайгу и болота магистральный газопровод, протяжённостью 1162 километра.

Строительство газовой магистрали от Нижневартовского ГПЗ до Кемеровской области началось в 1976 году. Дирекция стройки находилась в Томске. Это обстоятельство, если вдуматься, стало решающим в будущей «прописке» «Томсктрансгаза», ведь были предложения управлять строительством из Новосибирска или Кемерова. На томской дислокации дирекции настоял Егор Лигачёв, бывший тогда первым секретарём Томского обкома КПСС, что стало полной неожиданностью для кемеровчан, полагавших, что, как получатели газа, они должны курировать проект. Но харизматичный Егор Кузьмич не мог допустить, чтобы столь масштабное дело прошло стороной администрацию Томской области. Сыграло значение и то, что к этому времени у томичей уже имелся опыт: только что был введён в эксплуатацию нефтепровод в Анжеро-Судженск.

МАТЕРИАЛЫ МУЗЕЯ


Инсталляция музея
ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ СТУДИЯ КИНОХРОНИКИ, Новосибирск 1977


Инсталляция музея
Мультимедийная книга о 15-ти первопроходцах «Они были первыми»


Инсталляция музея
Карта мэппинг «История создания ООО „Газпром трансгаз Томск“