1977 год. Это был обычный год брежневской эпохи. 250 миллионам граждан Советского Союза и в голову не могло прийти, что они живут во времена «застоя». Космические корабли не только в фильмах Гайдая «бороздили пространство». В феврале с космодрома Байконур в 77-м был осуществлён запуск советского пилотируемого корабля Союз-24.
В том же году произошло ещё два запуска наших космических кораблей. Атомоход «Арктика» первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса Земли. 7 октября принята Конституция СССР, в соответствии с которой «Вся власть в СССР принадлежит народу». А в Ташкенте открыли метро. В застойные годы в «кипучей, могучей, никем непобедимой» стране каждые пять лет добавлялось 10 млн. человек — беспрецедентный рост населения, о котором статистики США могли только мечтать, а уж тем более страны западной Европы.
В тоже самое время благосостояние среднестатестического советского гражданина было очень далеко от «среднего класса» в капстранах. Личный автомобиль так и не стал для большинства людей средством передвижения. Прилавки магазинов, по крайней мере в Томске, не блистали разнообразием. Но всё самое необходимое продовольствие было: хлеб, мясо, молоко, рыба, овощи, колбаса. Конечно, без нынешнего изобилия. Рыба, как правило, в гастрономе ограничивалась минтаем, хеком и килькой, а колбаса — только варёная. Ну а пирамиды с консервами на пустынных полках помнит любой, кому сегодня 40 +. И всё это за очень приемлимую цену. Впрочем, зарплата специалиста, скажем, НИИПП в 120 рублей в месяц даже для советской корзины прожиточного минимума приемлемой назвать было сложно. Так жили все. Все были бедные, но и богатых тоже не было. Зарплаты секретарей райкомов и директоров крупных заводов были больше, но всё же, не в десять раз...
Такой он был, 1977 год по григорианскому календарю, начинающийся в субботу. 977 год 2 тысячелетия, 77 год XX века, 7 год 8-го десятилетия XX века, 8 год 1970-х годов.
Для регионов Западной Сибири 1977 вошёл в историю завершением строительства магистрального газопровода Нижневартовск — Парабель — Кузбасс. «Нефтяная лихорадка» по освоению залежей углеводородов, расположенных в регионе, который сегодня называется Ханты-Мансийским автономным округом, позволили СССР, а затем и России стать крупнейшим поставщиком углеводородов на мировой рынок. Энергоруку протянули и предприятиям Кузбасса: прежде всего, таким как Кузнецкий металлургический комбинат. Это было одним из крупных решений советского правительства, результатом которого должна была стать газификация промышленного центра в Кузбассе. Имелись в виду и всесоюзные стройки, прогремевшие на всю страну, по строительству предприятий химической промышленности, прежде всего крупного предприятия химической индустрии «Азот».
Задача была поставлена по партийному жёстко: сдать газопровод к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.
— Сабит Оруджев (прим. автора: министр газовой промышленности СССР 1972–1981 г.г.) тогда, в 77-м вызвал меня, — рассказывает Вячеслав Толмачёв, директор ПО «Томсктрансгаз», — и говорит: «Слава, да запусти уже ты этот газопровод!»
Анатолий Гребнев (второй слева) вместе с коллегами обсуждают результаты студенческих работ
Вячеслав Толмачёв, а вместе с ним и весь коллектив предприятия, поставленную министром задачу выполнили. Газопровод был введен в эксплуатацию. Некоторые детали этого эпохального события помнит Анатолий Гребнев, бывший тогда инженером отдела эксплуатации магистральных газопроводов.
— Кемеровское предприятие «Азот», — рассказывает Анатолий Николаевич, — был первым потребителем газа, и все работало на него. На этом предприятии была огромная печь, которую называли «козел». Если печь останавливается — она ремонту не подлежит. У них, конечно, было резервное топливо на крайний случай, но на перезапуск требовалось немало времени. Первая задача была — спланировать работы на следующий год: составить планы, определить список необходимых материалов и техники.
Анатолий Гребнев
— Один раз в год «Газпром» давал задание на остановку газопровода для проведения плановых работ, — продолжает Анатолий Гребнев. — В конце лета за несколько дней газовикам нужно было выполнить весь комплекс работ. Целый год готовились к этому, и огромная концентрация людей и техники включалась в серьезный процесс. Все расписано: кто что делает, кто за что отвечает. Сейчас ужесточились требования к материалам, усовершенствовалась технология — все это направлено на обеспечение безопасности и надежности транспорта газа. Появились мощные средства диагностики и заранее можно получить полную информацию о состоянии газопровода. О каждой трещинке, о каждой коррозионной раковине, о состоянии толщины стенки — мы имеем полное и точное представление. Это, конечно, здорово!
Несправедливо думать, что «Газпром трансгаз Томск» — это только сварщики, линейщики и экскаваторщики. За этими производственными специальностями стоят многие. Те, кто заключают договоры, обеспечивают документооборот, перевозят людей, наконец. Галина Яковлевна Наумова работала сотрудником проектно-конструкторского отдела. Их называли «отделом быстрого реагирования».
Галина Наумова во время командировки на север Томской области (на фото крайняя справа)
— Помню, первое задание было — построить склады., — рассказывает Галина Яковлевна. — Приезжаем на место — площадка находится в томском речном порту, а там болото. Первая мысль — как вообще на этом месте можно что-то построить? Но, приказы не обсуждаются. Спроектировали холодный склад, а потом и котельную на газе построили, и отопление дали, и административное здание было спроектировано.
Помню еще один момент: директор Вячеслав Емельянович Толмачев собирался в Москву для отчета. Вызывает меня и говорит, что нужно начертить нашу карту газопровода: здесь столько-то построено, здесь столько-то заизолировано. И мы сели за работу. Просто на ватмане красиво вычерчивали буковки, печатали на машинке заголовки, вырезали и приклеивали, что б красивенько было, карандашиками цветными раскрасили области. Представляете? В наш век компьютеров сейчас это сложно представить, да? Но после Толмачев доложил из Москвы, что всё было принято. Он был доволен. Вот такая бумажная презентация у нас была.
В 1977 году «Томсктрансгаз» транспортировал свой первый миллион кубометров газа. Так началась история предприятия и коллектива, который отмечает в этом году 40 лет.
Авторы статьи — Николай ПИГАРЁВ, Евгения КАРПОВА
Текст подготовлен с использованием материалов программы «От первого лица» радио «Томский Благовест» к 40-летию компании ООО «Газпром трансгаз Томск»
Наш сайт обрабатывает файлы cookie (в том числе, файлы cookie, используемые «Яндекс-метрикой»). Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера.
Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных в ООО «Газпром трансгаз Томск».
Увеличенная фотография (JPG, 709 КБ)