Слушая Артемьева
Прелюдия
В далеком 1979 году в Томске с премьерой «Сталкера» побывал Андрей Тарковский. В феврале 2011 томичи получили возможность соприкоснуться с музыкой Эдуарда Артемьева, написавшего музыкальные произведения к 150 фильмам. Но именно Тарковский со своим «Сталкером» стал первым, кто предложил молодому маэстро, создававшему не всем понятную электронную музыку, сделать некий космический звуковой фон к его картине, а в итоге родились целые музыкальные композиции. И не только ко всем последующим фильмам Андрея Арсеньевича, но и к работам Никиты Михалкова, Андрея Михалкова-Кончаловского, ставших классикой российского кино.
Крещендо — с нарастанием звука
Едва дирижер Сесар Альварес взмахнул палочкой, как слушатели узнали мелодию композиции «Три товарища», написанную Артемьевым к фильму Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С неё и начался творческий вечер композитора. Чистое, пронзительное соло трубы Семена Мильштейна, пробирающее до мурашек на коже.
Поражение и победа, сомнение и предательство, дружба и преданность — всё передалось в музыке, как и в фильме. Именно потому и сложился союз Артемьева с режиссерами, что его прочтение сценария, рисунок судьбы героев схож с видением авторов фильма. И вместе с тем музыка дополняет материал, придает тот объем, который присущ монументальным, основательным вещам.
Концерт из 12 произведений. Больше часа живой, насыщенной музыки в исполнении Томского академического симфонического оркестра. Игру оркестра дополнял хор Томского музыкального колледжа имени Э.Денисова, и молодые голоса вносили свою струю, и ещё очевидней становилась потрясающе красивая музыка Артемьева.
В роли ведущего выступил народный артист России Святослав Бэлза. И концерт стал творческой встречей, привычной разве что столичной публике, с той долей тактичной, умной, необходимой информации, которую умеет донести до слушателя Бэлза-ведущий.
Музыка из фильмов Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова», «Раба любви», «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем» дала возможность Святославу Бэлзе напомнить, что Артемьев — четырежды лауреат Государственной премии, а «Утомленные солнцем» сделали его обладателем «Оскара».
Кульминация
Единство искусств имело место на сцене томской филармонии: сочинительство, исполнительство и режиссура. С двух огромных экранов в зал транслировались видеофрагменты, но музыка была не закадровой. Она была ЖИВОЙ!
— Я в восторге, — делился мнением после концерта композитор Александр Добронравов. — За Уралом мы услышали мировое звучание музыки! Той музыки, которая из популярной стала классической. Более того, и это видно по режиссуре концерта, сегодня мы стали свидетелями того уникального, исключительного случая, когда и музыка, и эмоции узнаваемы. Это очень сильно, и я, коренной москвич, впервые именно в Сибири побывал на таком музыкальном кинопоказе! Как коллега Эдуарда Николаевича, я восхищен концертом!
Овации в паузах между исполнением произведений. Овации после концерта. Артемьева долго не отпускали со сцены: слишком яркой была музыка, слишком хорошо играл оркестр, чтобы распрощаться со всей этой роскошью без восхищения и аплодисментов! Было видно — и без того скромный маэстро смущен таким горячим приемом сибиряков.
— Такой искренний прием я почувствовал, что этим нельзя не восхититься, — признался Эдуард Николаевич. — Я, по правде сказать, волновался, а когда добрались до конца, понял — состоялось. Я очень доволен оркестром, который все сумел донести. Сыграл мощно, хорошо и дирижер очень хороший! Мне сказали, что это было одно из лучших выступлений томского симфонического оркестра. И мне приятно, что мой приезд, мои произведения послужили поводом для этого. У меня останутся самые теплые воспоминания о Томске.
Кода
Со скромного пиано литавр начинается одно из масштабных полотен Артемьева — «Поход» из фильма «Сибириада» Андрея Михалкова-Кончаловского. И нет в начале никаких предпосылок в какую мощь, всепоглощающее громадье разовьется основная тема. Это произведение завершало концерт. Это была кода вечера, его ярчайший музыкальный восклицательный знак.
Концерт Артемьева проходил в рамках четвертого корпоративного фестиваля «Факел»: в Томске проводился его зональный тур. И поэтому зрителями в зале стали участники из 16 команд самодеятельных творческих коллективов и исполнителей дочерних обществ и организаций ОАО «Газпром». Но кроме них, свидетелями праздника, подаренного томичам, стали и ветераны, и дети из музыкальных школ Томска, и студенты музыкального колледжа, и творческая общественность. Это уже политика газовиков — нести людям добро и красоту. То, что одним словом называется — благотворительность (концерт проходил в рамках благотворительной деятельности компании «Газпром трансгаз Томск»). Как тут не согласиться со Святославом Бэлзой, сказавшим, что этот вечер войдет в историю Томска отдельной строкой. Навсегда останется он и в памяти тех, кто приехал на фестиваль из отдаленных северных городов, поселков, куда симфонические оркестры никогда не приезжали и не приедут.
— В моей памяти этот фрагмент фестиваля останется как один из ярчайших, — сказал Михаил Середа, заместитель Председателя правления — руководитель Аппарата Правления ОАО «Газпром». — Это как раз то, что отличает томский «Факел» от всех других. Это была такая музыка! Это была такая атмосфера, что нервная система простого человека не готова каждый день такую вкуснятину есть — это деликатес для слуха, и для души! Мы возьмем на заметку эту инициативу томичей, и в дальнейшем будем приглашать для участия в «Факеле» мэтров не только эстрадного искусства, но и классического. Думаю, что и участники фестиваля, и гости, послушав такую высококачественную музыку в прекрасном исполнении, остались довольны.
Вопреки обыкновению, зрители не торопились расходиться. Они словно старались продлить те прекрасные мгновения вечера, которые подарила судьба.
— Концерт просто потрясающий, — сказала Нелли Олейник. — Столько волнительных минут пережито, что слёзы сами собой катились ручьем из глаз. Не хочется уходить, хочется слушать и слушать… Так стремительно и незаметно пролетело время! Я хочу ещё!!!
— Насколько понравилось? Я жалею, что не привела свою 13-летнюю дочь, которая в это время учила геометрию, а надо было оставить её, эту геометрию, ведь такого концерта, может, в жизни больше не состоится! — поделилась эмоциями Светлана Волоковых.
— Колоссально, слов просто нет, захлебнуться можно от эмоций. Волшебно! Волшебная музыка. Душа не просто поет, она куда-то туда, высоко-высоко улетела, и все никак не может опуститься, — так чувствовала себя после концерта пенсионерка Тамара Иванова Казакова.
— Это, конечно, праздник. Музыка восхитительна и доставляет огромное удовольствие её исполнять, — сказал Алексей Пиоттух, оркестрант, бас-гитара. — Само присутствие мэтра дает дополнительный импульс: не хочется перед автором в грязь лицом упасть, и в то же время хочется показать с наилучшей стороны эту музыку. Когда музыка ложится на сердце исполнителя, она автоматически должна лечь и на сердце слушателя. Судя по реакции публики, концерт удался на высшем уровне.
Постлюдия
Тарковский сказал о музыке Артемьева: «Мне кажется, что электронная музыка уже выходит из младенческого состояния и теперь ей под силу решать не только космические, но и собственно человеческие проблемы». Как это очень часто бывает у талантливых людей — они произносят пророческие слова…