На газе до Барнаула и Братска?
На газе до Барнаула и Братска?
А почему бы и нет, считают в «Газпром трансгаз Томск»
В компании «Газпром трансгаз Томск» прошел «круглый стол» на актуальную для транспортников тему — «Природный газ как автомобильное топливо».
В дискуссии по ключевым аспектам использования компримированного природного газа (КПГ) приняли участие заместитель генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» Василий Котов, заместитель мэра Томска по экономике и финансам Анатолии Абрамов, консультант комитета по газификации администрации Томской области Григорий Даниленко, директор филиала ООО «Газпром трансгаз Томск» — «Томскавтогаз» Вячеслав Хахалкин, директор ООО «МетанАвтоСервис» Алексей Кочетов, председатель комитета по транспорту мэрии Николай Клокотин, заместитель директора муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» Антон Малютин, директор ЗАО «Шегарское АТП» Анатолий Устюгов, заместитель директора ОГУ «Облкомприрода» Юлия Лунева, а также специалисты экспертных и надзорных органов.
Три измерения успеха
Не секрет, что замену нефтяному автомобильному топливу ищут давно. И этому есть рациональное объяснение — цены на нефть и продукты ее переработки постоянно растут. Поэтому во многих странах экспериментируют с использованием этанола и гибридных двигателей, но должного эффекта пока не видно. По оценке экспертов наиболее перспективный вид топлива для автомобилей в 21 веке — природный газ метан. В последние десять лет наблюдается стремительный рост его потребления. Если в 1998 году в мире насчитывалось менее одного миллиона автомобилей, работающих на метане, то в настоящее время их количество увеличилось более чем в 10 раз. Основными причинами роста парка машин являются экономика, экология и безопасность.
— Наша газотранспортная система проходит по всей Западной Сибири, — отметил, открывая дискуссию за «круглым столом», заместитель генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» Василий Котов. — Это создает хорошие предпосылки для перевода транспорта на газомоторное топливо. Сегодня автогазонаполнительные компрессорные станции работают в Томске, Кемерове, Новосибирске, Новокузнецке. Но список городов, населенных пунктов должен быть гораздо шире. В настоящее время Газпром решает эту проблему путем реализации целевой комплексной программы развития сети АГНКС. В том числе, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Программа составлена таким образом, чтобы на всем пути следования магистральных газопроводов и автомобильных дорог будут строиться газозаправочные комплексы. Таким образом, в ближайшей перспективе поездка на газе от Томска до Красноярска и Братска станет в порядке вещей.
Эта программа не только учитывает баланс интересов, но и подразумевает непременное участие двух сторон. Основная нагрузка в плане строительства сетей и развития рынка потребления компримированного природного газа, конечно, ложится на плечи «Газпрома». Что касается местных властей, то на них возлагается разработка целевых региональных и муниципальных программ по газификации транспорта.
Газ экономит миллионы
Как известно, одним из условий успешного развития любого бизнеса является снижение затрат. В этом смысле использование метана в качестве моторного топлива открывает большие возможности. Во-первых, его запасов хватит, как минимум, на ближайшие сто лет. Во-вторых, природный газ является единственным газомоторным топливом, цена на которое законодательством, начиная с 1993 года, ограничивается — не может быть выше 50 процентов стоимости бензина А-80. Напомним, что за прошедшие 17 лет это положение ни разу не корректировалось в сторону увеличения. Какие экономические выгоды извлекает из этого бизнес?
По оценке заместителя директора по технологическому развитию УМП «Спецавтохозяйство» Томска Антона Малютина, предприятие, где 70 процентов парка уже работает на КПГ, только за счет топливной составляющей в прошлом году сэкономило 7 миллионов рублей. Эту точку зрения полностью разделяет другой участник дискуссии — директор ЗАО «Шегарское АТП» Анатолий Устюгов. Его предприятие ежедневно выполняет 27 рейсов до Томска, кроме того, обслуживает несколько десятков внутрирайонных маршрутов. В результате на разнице в стоимости КПГ и традиционного нефтяного топлива ежегодно экономится более 2 миллионов рублей. По экспертным оценкам, при эксплуатации двух одинаковых автомобилей владелец, работающего на метане, получает дополнительный доход за счет экономии на топливе в 1,6 раза больше, чем на машине, где используется пропан-бутан.
Конечно, перевод техники на газомоторное топливо стоит пока не дешево. Однако газовики готовы помочь потребителям в значительном снижении затрат на газификацию транспорта.
— Суть нашей маркетинговой политики в стимулировании потребителей состоит в предоставление скидок на природный газ до 20 процентов и в замораживании цены реализации КПГ до двух лет, — поясняет директор филиала ООО «Газпром трансгаз Томск»- «Томскавтогаз» Вячеслав Хахалкин. — В результате срок окупаемости суммы доплаты, например, за серийный газовый мусоровоз КАМАЗ, который дороже дизельного аналога примерно на 400 тысяч рублей, составляет около 23 месяцев. Новый подход позволяет компенсировать покупателям техники 160 тысяч рублей. В итоге переплата за газовый мусоровоз составит уже не 400, а 240 тысяч рублей. Что касается срока окупаемости газобаллонного оборудования на маршрутных автобусах, то он составляет 11, а на легковых автомобилях — 5 — 6 месяцев.
Газовики применяют и другие компромиссные варианты объединения интересов участников газификации транспорта. В настоящее время ведутся переговоры с банками по организации льготного кредитования предприятий. Кроме того, прорабатывается вопрос об установке газобалонного оборудования с отсрочкой платежа до 11 месяцев. Думается, это станет хорошим подспорьем для тех, кто собирается переводить имеющийся автомобильный парк на природный газ.
Плюс чистый воздух
Результаты исследования токсичности автомобилей при замене нефтяного топлива на природный газ показали, что выбросы вредных веществ в окружающую среду снижаются по оксиду углерода в 8 раз, окислам азота в 2 и задымленности в 10 раз.
— Переводя эти цифры на бытовой язык, можно сказать, что при массовом использовании метана как моторного топлива, жители российских городов будут меньше болеть и дольше жить, — отметил в дискуссии за «круглым столом» Вячеслав Хахалкин. — Поэтому, утверждения, что экология — это не актуально и дорого, звучат неубедительно. Дорого и не актуально продолжать жить по-старому.
Любопытные факты на заседании «круглого стола» привела заместитель директора «Облкомприроды» Юлия Лунева. При переводе транспорта на природный газ уровень выбросов бензопирина и формальдегида в атмосферу снижается от 96 до 99 процентов. Не менее впечатляет и другой показатель. Три года назад, когда маршрутники несколько дней не выезжали на улицы Томска, городские посты гидромета зафиксировали снижение уровня формальдегида в воздухе в три раза! И это вполне реальные, а не расчетные данные. Какой из этого следует сделать вывод? Переводить на природный газ весь парк автомобилей? Нет, это необязательно. По расчетам ученых, для обеспечения экологической безопасности достаточно перевести на метан от 4 до 5 процентов городского транспорта.
Еще одно достоинство природного газа — он отнесен к самому безопасному виду моторного топлива. В линейке классификации метан занимает третье место после бутан-пропана и бензина. При разгерметизации он, как правило, улетучивается. Кстати, германские специалисты довольно оригинальным способом доказали безопасность работающей на газе техники: специально подожгли автомобиль, но взрыва не последовало. Стравливаясь через предохранительный клапан, метан просто напросто выгорел. С бензиновым двигателем, считает Вячеслав Хахалкин, такой бы фокус не прошел. По мнению инспектора госпожнадзора Дениса Загирова, если строго выполнять правила содержания и эксплуатации газовой техники, то ЧП можно полностью исключить. По данным МЧС России, на автомобилях, работающих на метане, не было зафиксировано ни одного возгорания и пожара.
К сотрудничеству готовы
Как видим, преимущества использования природного газа в качестве моторного топлива очевидны. Однако возникает вопрос, почему после двух «пиков» активности в 2001 и в 2004 году, массовый перевод техники на КПГ замедлился? Консультант областного комитета по газификации Григорий Даниленко, отметив особую продвинутость Томской области в вопросах законодательства и использования газа, причину видит в том, что у муниципальных предприятий нет к этому стимулов. Все дело в том, что перевод техники на газ сопровождается урезанием бюджета на топливо. В результате у предприятий не остается ни копейки из сэкономленных средств. Директор ООО «МетанАвтоСервис» Алексей Кочетов, в свою очередь, считает, что «замораживание» темпов газификации транспорта произошло из-за отсутствия государственной поддержки. Другие участники дискуссии указывали на неразвитость сети заправочных станций, отсутствие парка серийной техники, высокую стоимость газобаллонного оборудования и необходимость дополнительного вложения средств в реконструкцию стояночных боксов в соответствии с нормативами эксплуатации газомоторной техники.
Григорий Даниленко отметил, что на уровне Минэкономразвития идет глубокая работа в этом направлении, и министерство готово рассматривать программные документы из регионов. Нужно искать оптимальные пути взаимодействия, использования газа в сельскохозяйственных районах. Проблем, действительно, много. Но они из разряда решаемых, считает заместитель мэра Томска Анатолий Абрамов. Для этого необходимо объединить усилия всех участников газификации транспорта.
«У нас уже есть успешный опыт использования газомоторного топлива, — говорит Анатолий Петрович.- В настоящее время мэрия занялась проработкой вопроса о создании общемуниципального предприятия, которое будет обслуживать транспортными перевозками бюджетную сферу города. Ставка при этом, естественно, делается на использование газобаллонной техники. Кроме того, мы намерены интегрировать в этот процесс частных перевозчиков. Так что, мэрия готова системно взаимодействовать с газовиками по самому широкому кругу вопросов, связанных с переводом техники на газомоторное топливо».