Стихия под контролем
Весна — для поэтов пора романтического вдохновения и нежной лирики. Для газовиков — это самое важное и ответственное время. Банальные природные явления — таяние снега, разлив рек — несут с собой большие заботы. Весенняя обильная и мощная вода способна размыть трубу, оголить её и сделать данный участок потенциально опасным. Впрочем, это только один из возможных вариантов развития событий, вызванных паводковыми водами. В каждом из 22 филиалов компании «Газпром трансгаз Томск», находящихся и в Сибири, и на Алтае, и на Дальнем Востоке — специфичные особенности прохождения талых вод. Свои явные и тайные угрозы газопроводу. Что делают газовики, дабы не возникло чрезвычайной ситуации природного характера? В чем особенность паводка-2010? Какие они — первоочередные задачи дня?
Готовность номер один
В каждом филиале компании «Газпром трансгаз Томск» разработан план мероприятий на период паводка. Это довольно объёмный документ, в котором детально, поэтапно прописаны действия всех служб, отвечающих за рабочее состояние газопровода. Противопаводковые мероприятия проводятся ежегодно. И их перечень, время проведения, тщательность не зависят от прогнозов гидрологов. Готовность номер один — девиз, который газовики помнят всегда. Какая бы погода не стояла на дворе.
Проанализировав ситуацию, мы выбрали наиболее опасные точки на карте нашего газопровода, опираясь на прогнозы специалистов из служб МЧС. Омская, Новосибирская, Кемеровская — эти области находятся в относительном спокойствии. Здесь стихийных бедствий быть не должно. Но в Томской области природу надо держать на контроле.
Паводок, который нынче грозит томичам, обещает войти в анналы региональной истории. Именно такую классификацию получит ЧС, которое пока ещё не произошло. Но произойдет. В этом мало кто сомневается. «Высокая доля вероятности» — так на языке специалистов оценивается грядущее половодье на Томи. В зону затопления попадут жилые дома, дачные поселки, инженерные сооружения, автодороги, сельскохозяйственные угодья.
Вода, даже в твердом состоянии, завораживает. И сейчас невозможно без восхищения смотреть на ледяные торосы, высотой до пяти метров! Красиво, но и страшно: нет преграды для этой мощи, которая под напором все снесет на своем пути, и дома раскатает по брёвнышку. Легко. Как человеку птичье перо сдунуть с места.
— Данное явление создало реальную угрозу возникновения весенних заторов и образования обширных зон затопления, — такая оценка прозвучала на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Томской области.
Ближе всех к возможной зоне затопления — объекты Томского ЛПУ. Грозит ли им половодье? Этот вопрос мы задали Александру Массону, главному инженеру — первому заместителю директора Томского ЛПУ МГ.
— Объекты нашей газотранспортной системы в зону затопления не попадают, ответил Александр Иосифович. — Единственный участок, который с небольшой вероятностью может оказаться под водой — крановый узел на 48 километре газопровода-отвода на ГРС-2 города Томска. Это район Чёрной речки. Там будет выставлен пост наблюдения.
В целом, предстоящее половодье не пугает газовиков из Томского ЛПУ МГ.
— Сейчас мы, в соответствии с разработанным планом, занимаемся очисткой от снега территорий промплощадок, газораспределительных станций, крановых узлов, водопропускных сооружений, — продолжает Александр Массон. — Проверяем работоспособность основной и резервной ниток на подводных переходах.
Работа началась задолго до таяния снега. Но от качества, оперативности, масштабности подготовки зависит то, каким будет паводок. Тревожным или спокойным.
Алтайский край
Индивидуальность паводка на Алтае формируют почвы. Тающий снег, уходя в землю, подмывает пространство от трубы до поверхности земли, образуя своего рода «гроты». В сухом остатке: 10 сантиметров грунта, дыра, на месте вымытой глины, и труба.
Гроты, образуемые весенними талыми водами, опасны и коварны. Их не видно ни с вертолета, ни с вездехода. Выявить можно по косвенным признакам — это небольшая ямка на вершине возвышенности и вынос грунта у основания. При этом обвал может произойти в любое время — за считанные секунды. Отсюда высокая требовательность к персоналу, выполняющему обследование — соблюдение всех мер безопасности, оперативная связь с руководством и диспетчерской службой.
— Обследование трассы в период весеннего половодья производится всеми возможными способами — с вертолета, на машинах повышенной проходимости. Каждый работник линейного производственного управления, выезжая на плановые работы, либо просто проезжая по дорогам общего назначения, немедленно сообщает в диспетчерскую службу, если видит размыв, — рассказывает Тамир Тухтаметов, главный инженер — первый заместитель директора Алтайского ЛПУМГ. — Чем старее газопровод, тем более уплотнена земля и меньше подобных рисков. А наш газопровод сравнительно молод. Строительство газопровода «Бийск — Горно-Алтайск» завершено в 2009 году.
Кроме того, более 60% газотранспортной трубы, пролегающей в Алтайском крае, находится на пахотных землях. Майские праздники — это время отпущенное газовикам. А после праздников — это время активного сева на хлебном Алтае. Представьте, что произойдёт, если посевная техника вместе с людьми попадет на один из таких участков, с вымытой землей…
Вот именно поэтому системное патрулирование на вертолетах, вездеходах, пешком становится главной задачей для алтайских газовиков на период с марта по май.
Проверить, удостовериться, убедиться в безопасности — нет ничего важнее бдительности и ответственности.
— В этом году надеемся на гусеничный вездеход (эта незаменимая для газовиков машина в прошлом году появилась в гараже Алтайского ЛПУМГ). Если находим потенциально опасный участок, огораживаем его сигнальными флажками, выставляем патруль, а после засыпаем грунтом, — продолжает Тамир Тухтаметов. — Чтобы знать, куда ехать за землей, заранее договариваемся с хозяевами карьеров. Наша задача — заранее предусмотреть возможное развитие ситуации, спрогнозировать её ход, и сделать все, для максимально быстрого, четкого устранения последствий паводка.
Остров Сахалин
Главная особенность паводка на острове Сахалин — увеличение количества рек. Их здесь и в обычное время — более тысячи, а в момент обильного таяния снега, маленькие безымянные ручьи превращаются в бурные, широкие потоки воды. Поди, сосчитай реальное количество рек и речушек, способных и снести преграду на своём пути, и размыть грунт.
Климат южной части острова мягче северной оконечности. Оно и понятно. Между этими двумя точками 900 километров. Для сравнения — это как от Томска до Сургута. К тому же север омывается холодным океаническим течением, что тоже определяет климат этой части острова. Уже объективно такое расстояние с севера на юг — значимо.
Поэтому весна на юге Сахалина наступает в середине апреля. Примерно через месяц начинается массовое таяние снега на севере острова.
— Мы получили нормативный документ от руководства компании «Газпром трансгаз Томск» с планом мероприятий по подготовке к паводку и на его период, — говорит Александр Киселев, ведущий инженер по планированию производства Сахалинского ЛПУ МТ. — К примеру, мы должны ещё раз проверить готовность аварийных бригад и аварийной техники на случай срочного выезда на трассу. Круглый год и техника, и люди готовы в любой момент оказаться в нужном месте. Но в ситуации приближающегося паводка дополнительная проверка — обязательна.
У сахалинцев целый парк серьезных машин, позволяющий работать в самых сложных природных условиях: гусеничный вездеход «Тайга», автомобили высокой проходимости на базе «Урала», лодки на каждой из четырех промплощадок и много спецтехники. Этого достаточно, чтобы проверить каждый километр Транссахалинской магистрали, которую эксплуатирует компания «Газпром трансгаз Томск».
— Когда начинается время паводка, мы увеличиваем количество облётов трассы, чтобы держать ситуацию под контролем, — говорит Андрей Олейников, главный инженер Сахалинского ЛПУ МТ. — Два раза в неделю в обязательном порядке совершаем вертолётный облёт, по необходимости — чаще.
По прогнозам, паводковая ситуация этого года не грозит большими ненастьями. Все должно быть в обычных для острова рамках. Снег тает, реки наполняются и выливаются из берегов. А снега на Сахалине много всегда. Небольшая иллюстрация: крановый узел, который огражден забором высотой 2 метра 20 сантиметров, с внутренней стороны весь засыпан снегом. Подъездные пути и площадки с крановыми узлами приходится чистить несколько раз за зиму. И это не исключение, а правило.