Под Обью широкой…

ПОД ОБЬЮ ШИРОКОЙ…

Под Обью широкой…

Томсктрансгаз завершил реконструкцию подводного перехода на Колпашево

БЕЗ ВСЯКИХ ОТКЛОНЕНИЙ

Сентябрь нынче выдался на редкость тёплым и солнечным. И в дни, когда дети шли в школу, более взрослые жители города Колпашева изнывали от жары. И если не купались в могучей и ласковой Оби, то, во всяком случае, загорали на её песчаных пляжах.

Но людям, профессионально работающим на реке, было не до отдыха.
1 сентября водолазы субподрядного ООО Подводгазэнергосерсис завершили работы на дне и начали подъём дюкера на специальные понтоны и баржи.

Олег Смородский, старшина водолазов, был по-деловому краток:
 — Земснаряд с командиром Сергеем Сычевым размыл всю трассу подводного перехода. Мы же обнаружили, что изоляция трубы повреждена всего лишь в двух местах. Что остаётся? Поднять, просушить трубу изнутри, вырезать дефектные куски и заменить их новыми. Уложимся точно в срок, без всяких отклонений.

Олег знает цену своим словам: опыт есть опыт. Его общий подводный стаж — 24 года, семь с половиной тысяч часов чистых погружений. (Для сравнения: чтобы вчистую выйти на пенсию, водолазу достаточно соответственно 10 лет и 3000 часов.)

…За десять дней вся программа была завершена.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Этого события ждали долго. Небыстрыми и непростыми были и предваряющие его работы. Дюкер протяжённостью 2500 метров, проложенный семнадцать лет назад, нуждался в капитальной диагностике и ремонте. Именно Обь стала главной преградой на пути газификации Колпашева, стратегически важного пункта в центре области.

Важность, прежде всего, потому, что как раз — самый центр. И традиционно, и потенциально — важнейший перевалочный узел. В перспективе нефтегазовый комплекс Среднего Приобья должен перешагнуть на правобережье Оби, в бассейн реки Кети, и тогда городок обретёт второе дыхание, и возродятся Колпашевский речной порт и авиаотряд, некогда крупнейшие транспортные предприятия Томской области.

Но стратегия большого развития требует соответствующей инфраструктуры. Пока же город с населением немногим более 20 тысяч содержит около сотни угольных котельных, работающих бессистемно и вразнобой, а весь прилегающий берег большой реки являет собою огромный угольный склад. Если добавить к этому тот факт, что большинство народу отапливает своё жильё дровами, то станет ясно, почему здесь солнце на закате тускло-красное, зимою в небо подымаются тысячи дымов, к весне по всему городу лежит чёрный снег, а экологи бьют тревогу.

Так жить нельзя! Вот почему по соглашению между Газпромом и томской областной администрацией (оно заключено год назад, в ходе конгресса CITOGIC-2006) Колпашево обозначено показательной базой газификации: если не для России в целом, то уж для всей Сибири — точно. Показательность заключается в том, что именно здесь газовый концерн должен применять новейшие и лучшие технологии, соответствующие мировым стандартам.

ЦЕНА НОВИЗНЫ

 — В том, что сделано, присутствует принципиальный элемент новизны, — говорит Василий Котов, заместитель генерального директора. — Впервые в России здесь применена технология, разработанная германской фирмой Редлингер Примус Лайн. Суть её в том, что сама труба используется как кожух, внутри которого протягивается полимерно-тканевый рукав, рассчитанный на высокие давления. После этого магистраль может служить многие десятилетия. В применении такой технологии нам помогли давние партнёры: инженеры концерна Э.ОН Рургаз АГ.

Важно добавить: обской дюкер — пока мировой чемпион в таких делах. «Принцип рукава» успешно опробован в Европе, но там протяжённость переходов не превышала 800 метров, здесь же, напомним — около двух с половиной километров. Новации был посвящён совместный доклад, сделанный на только что прошедшем в Казани конгрессе CITOGIC-2007; доклад делали Вячеслав Михаленко, главный инженер Томсктрансгаза, и Фридхельм Ваннагат, один из ведущих специалистов Э.ОН Рургаз.

Виктор ЛОЙША.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Томск»

(+73822) 60-33-23; ros@gtt.gazprom.ru