ГОД В ИСТОРИИ

1977 год. Это был обычный год брежневской эпохи. 250 миллионам граждан Советского Союза и в голову не могло прийти, что они живут во времена «застоя». Космические корабли не только в фильмах Гайдая «бороздили пространство». В феврале с космодрома Байконур в 77-м был осуществлён запуск советского пилотируемого корабля Союз-24.

В том же году произошло ещё два запуска наших космических кораблей. Атомоход «Арктика» первым в мире из надводных судов достиг Северного полюса Земли. 7 октября принята Конституция СССР, в соответствии с которой «Вся власть в СССР принадлежит народу». А в Ташкенте открыли метро. В застойные годы в «кипучей, могучей, никем непобедимой» стране каждые пять лет добавлялось 10 млн. человек — беспрецедентный рост населения, о котором статистики США могли только мечтать, а уж тем более страны западной Европы.

В тоже самое время благосостояние среднестатестического советского гражданина было очень далеко от «среднего класса» в капстранах. Личный автомобиль так и не стал для большинства людей средством передвижения. Прилавки магазинов, по крайней мере в Томске, не блистали разнообразием. Но всё самое необходимое продовольствие было: хлеб, мясо, молоко, рыба, овощи, колбаса. Конечно, без нынешнего изобилия. Рыба, как правило, в гастрономе ограничивалась минтаем, хеком и килькой, а колбаса — только варёная. Ну а пирамиды с консервами на пустынных полках помнит любой, кому сегодня 40 +. И всё это за очень приемлимую цену. Впрочем, зарплата специалиста, скажем, НИИПП в 120 рублей в месяц даже для советской корзины прожиточного минимума приемлемой назвать было сложно. Так жили все. Все были бедные, но и богатых тоже не было. Зарплаты секретарей райкомов и директоров крупных заводов были больше, но всё же, не в десять раз...

Такой он был, 1977 год по григорианскому календарю, начинающийся в субботу. 977 год 2 тысячелетия, 77 год XX века, 7 год 8-го десятилетия XX века, 8 год 1970-х годов.

Для регионов Западной Сибири 1977 вошёл в историю завершением строительства магистрального газопровода Нижневартовск — Парабель — Кузбасс. «Нефтяная лихорадка» по освоению залежей углеводородов, расположенных в регионе, который сегодня называется Ханты-Мансийским автономным округом, позволили СССР, а затем и России стать крупнейшим поставщиком углеводородов на мировой рынок. Энергоруку протянули и предприятиям Кузбасса: прежде всего, таким как Кузнецкий металлургический комбинат. Это было одним из крупных решений советского правительства, результатом которого должна была стать газификация промышленного центра в Кузбассе. Имелись в виду и всесоюзные стройки, прогремевшие на всю страну, по строительству предприятий химической промышленности, прежде всего крупного предприятия химической индустрии «Азот».

Задача была поставлена по партийному жёстко: сдать газопровод к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции.

Сабит Оруджев (прим. автора: министр газовой промышленности СССР 1972–1981 г.г.) тогда, в 77-м вызвал меня, — рассказывает Вячеслав Толмачёв, директор ПО «Томсктрансгаз», — и говорит: «Слава, да запусти уже ты этот газопровод!»

Анатолий Гребнев (второй слева) вместе с коллегами обсуждают результаты студенческих работ

Анатолий Гребнев (второй слева) вместе с коллегами обсуждают результаты студенческих работ


Вячеслав Толмачёв, а вместе с ним и весь коллектив предприятия, поставленную министром задачу выполнили. Газопровод был введен в эксплуатацию. Некоторые детали этого эпохального события помнит Анатолий Гребнев, бывший тогда инженером отдела эксплуатации магистральных газопроводов.

Кемеровское предприятие «Азот», — рассказывает Анатолий Николаевич, — был первым потребителем газа, и все работало на него. На этом предприятии была огромная печь, которую называли «козел». Если печь останавливается — она ремонту не подлежит. У них, конечно, было резервное топливо на крайний случай, но на перезапуск требовалось немало времени. Первая задача была — спланировать работы на следующий год: составить планы, определить список необходимых материалов и техники.

Анатолий Гребнев


— Один раз в год «Газпром» давал задание на остановку газопровода для проведения плановых работ, — продолжает Анатолий Гребнев. — В конце лета за несколько дней газовикам нужно было выполнить весь комплекс работ. Целый год готовились к этому, и огромная концентрация людей и техники включалась в серьезный процесс. Все расписано: кто что делает, кто за что отвечает. Сейчас ужесточились требования к материалам, усовершенствовалась технология — все это направлено на обеспечение безопасности и надежности транспорта газа. Появились мощные средства диагностики и заранее можно получить полную информацию о состоянии газопровода. О каждой трещинке, о каждой коррозионной раковине, о состоянии толщины стенки — мы имеем полное и точное представление. Это, конечно, здорово!

Несправедливо думать, что «Газпром трансгаз Томск» — это только сварщики, линейщики и экскаваторщики. За этими производственными специальностями стоят многие. Те, кто заключают договоры, обеспечивают документооборот, перевозят людей, наконец. Галина Яковлевна Наумова работала сотрудником проектно-конструкторского отдела. Их называли «отделом быстрого реагирования».

Галина Наумова во время командировки на север Томской области (на фото крайняя справа)

Галина Наумова во время командировки на север Томской области (на фото крайняя справа)


— Помню, первое задание было — построить склады., — рассказывает Галина Яковлевна. — Приезжаем на место — площадка находится в томском речном порту, а там болото. Первая мысль — как вообще на этом месте можно что-то построить? Но, приказы не обсуждаются. Спроектировали холодный склад, а потом и котельную на газе построили, и отопление дали, и административное здание было спроектировано.


Помню еще один момент: директор Вячеслав Емельянович Толмачев собирался в Москву для отчета. Вызывает меня и говорит, что нужно начертить нашу карту газопровода: здесь столько-то построено, здесь столько-то заизолировано. И мы сели за работу. Просто на ватмане красиво вычерчивали буковки, печатали на машинке заголовки, вырезали и приклеивали, что б красивенько было, карандашиками цветными раскрасили области. Представляете? В наш век компьютеров сейчас это сложно представить, да? Но после Толмачев доложил из Москвы, что всё было принято. Он был доволен. Вот такая бумажная презентация у нас была.

В 1977 году «Томсктрансгаз» транспортировал свой первый миллион кубометров газа. Так началась история предприятия и коллектива, который отмечает в этом году 40 лет.

Авторы статьи — Николай ПИГАРЁВ, Евгения КАРПОВА

Текст подготовлен с использованием материалов программы «От первого лица» радио «Томский Благовест» к 40-летию компании ООО «Газпром трансгаз Томск»