ПАРАБЕЛЬ — СУДЬБА МОЯ

В 2017 году компания будет отмечать юбилей, и на страницах корпоративного издания мы будем вспоминать то, как создавалось предприятие и строился первый газопровод в Сибири, какие трудности приходилось преодолевать тем, кто стоял у истоков и как менялась компания вместе с требованиями времени.

Сейчас идет кропотливая работа по созданию корпоративного музея, формируются фонды, собирается материал, создается архив. Ветераны, сотрудники компании по нашей просьбе делятся своими воспоминаниями, чтобы и они стали частью большой истории. Все это записывается и найдет отражение в материалах музея.


Сегодня мы публикуем воспоминания тех, чья трудовая жизнь была связана с Парабелью. Эти люди и сейчас живут в этом селе, воспитывают внуков, но в их сердцах и памяти навсегда останется то, что было связано с Парабельской промплощадкой. Дмитрий Васильевич Казицин работал электросварщиком — эту профессию всегда считали одной из самых важных в газовой отрасли, а в 1995 году переведен мастером ЛЭС. Николай Федорович Панишев — ушел на пенсию машинистом технологических компрессоров. Владимир Ильич Прохоров уверенно чувствовал себя в кресле машиниста трубоукладчика. Совсем неженской профессии электромонтера посвятила себя Лариса Васильевна Ишкова. Оператором котельной трудилась Надежда Васильевна Панишева.

Работа в Газпроме никогда не была легкой. И каждый, кто отдал ей часть своей жизни, достоин уважения.


К новым высотам

Парабельское ЛПУМГ ведет свое начало с марта 1978 года. В 1987 году было создано Томское ЛПУМГ, а спустя 10 лет в результате преобразований в его состав влились Парабельская, Чажемтовская и Володинская промплощадки.

Дмитрий Казицин: Я родился и вырос в Усть-Чузике, Парабельского района. Когда здесь начиналась стройка, было создано Парабельское отделение Томской Дирекции строящихся газопроводов Мингазпрома СССР. Узнал о наборе специалистов и устроился сюда 6 июня 1976 года. С этого момента моя трудовая жизнь была связана с Парабелью, с Парабельским ЛПУМГ, а после и промплощадкой.

Владимир Прохоров: Опыт приходил со временем. Хорошо был обучен инженерно-технический состав, неплохие навыки были и у рабочих. Разнообразным был состав работников — многие приезжали из других регионов страны: Башкирия, Воронеж, Оренбург…

Лариса Ишкова: Я попала сюда из Одессы, по распределению, после окончания нефтегазового техникума. У нас было право выбора, но для трех подружек Сибирь показалась очень романтичным местом.

Надежда Панишева: Муж приехал сюда с Оренбурга, а я родом из Красноярского края. У нас трудовая династия — на компрессорной станции работали родители мужа.


Первый газопровод в Сибири прокладывали люди из разных мест и разных национальностей: русские, татары, башкиры, донские казаки, малороссы, азербайджанцы. Во всем этом есть простая и очевидная логика: освоение углеводородных богатств страны, начавшееся в свое время с Баку, продолжалось эстафетным методом в направлении на восток и север. За месторождениями Поволжья последовала Западная Сибирь. Газовую магистраль создавали с нуля десятки производственных организаций, представлявших географию всего Союза: Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Омск, Томск, Саратов... Сибирский газ очень ждали предприятия Кемерова и Новокузнецка, и для этого мобилизовывались специалисты со всей страны.

Жилищные мотивы

Надежда Панишева: Я в 1978 году устроилась оператором первой газовой котельной в Парабели, тогда «Томсктансгаз» построил свои дома и возникла необходимость их отапливать, следовательно, была построена котельная.

Николай Панишев: Что касается жилищных условий, то сначала мы жили в вагончиках. Другая часть приезжих обосновалась в местном детдоме. Через два года «Трансгаз» построил два первых ведомственных дома и моя семья переехала. Компания все обеспечивала сама — отопление домов, садика. Даже летом не было проблем с горячей водой!

Лариса Ишкова: По части социального обеспечения не жаловалась — в «Трансгазе» всегда выдавали путевки на отдых, а дети ездили в лагерь в Крым.

Надежда Панишева: У приезжих на томский север не возникало желания уехать. Потому что газовикам давали место в садике, жилье, было хорошее снабжение. По сравнению с другими работниками положение газовиков было очень хорошим.

Действительно, в то время многие работники жили в вагончиках, где условия проживания были далеки от идеальных: летом — жара, зимой промозглый холод. Вячеслав Емельянович Толмачев, первый генеральный директор ООО «Томсктрансгаз», писал заместителю министра газовой промышленности Ф.Г. Гайнуллину: «В настоящее время свыше 90 работников объединения проживают в вагончиках, на частных квартирах, в помещениях, непригодных для жилья». Вячеслав Емельянович просил выделить «3000 м2 стандартных деревянных, брусчатых жилых домов», необходимых для работников севера.

В 1980 году в Парабели было сдано в эксплуатацию 6 одноквартирных жилых деревянных домов. В 1981 году — два 27-квартирных дома и велось строительство детского сада на 140 мест.

Владимир Прохоров: отношение к приезжим в Парабели было очень хорошим. Помогали овощами, другими продуктами. Делились, чем могли. Коллектив был дружный — нянчили вместе детей, ездили на субботники. С высоты нынешних лет, думаю, мы были счастливы. Парабельские комсомольцы посадили собственную рощу!

Наверное, этот энтузиазм парабельцев сыграл определенную роль при выборе места проведения первой спартакиады Общества. Именно Парабель стала центром встречи лучших спортсменов в марте 1985 года. Соревновались в стрельбе, лыжных гонках, волейболе, шашках, шахматах.

Как отблеск далекого огня

Николай Панишев: Я был верен профессии, отдав Парабельской промплощадке 30 лет своей жизни. Работал машинистом, сменным инженером в диспетчерской. Работа не сильно тяжелая физически, но крайне ответственная.

Владимир Прохоров: В свое время Парабельская промплощадка стала кузницей кадров для других подразделений…

Дмитрий Казицин: … и невзирая на большой опыт практической работы, работников регулярно отправляли на курсы повышения квалификации. Я лично два раза ездил в Томск учиться. Сначала на два месяца, а затем четыре.

Николай Панишев: Наша работа в Парабели всегда была под чутким надзором руководства. Толмачев жил здесь неделями, месяцами. На компрессорной станции, можно сказать, «обитал», когда её строили.

Надежда Панишева: Уже в шесть часов утра Толмачев отправлялся на объекты. И я думаю, что постоянное нахождение Толмачева здесь было оправдано — как «первому лицу» предприятия ему быстрей удавалось решать вопросы с местными властями, подрядными организациями, строителями…

Владимир Прохоров: Толмачев был очень доступным, демократичным руководителем. Вспылит, но тут же отходит. Я впервые увидел его на вертолетной площадке и подумал — кто этот мужчина в обычной рабочей одежде, сапогах… На компрессорную станцию добирался в кузове грузового автомобиля, вместе с другими работниками. Не считал это для себя зазорным.

Справедливости ради надо сказать, что такой подход к работе со стороны первого руководителя объединения вполне объясним: магистраль нужно было строить, осваивать, совершенствовать. Но при этом нельзя не вспомнить и первого руководителя области — Егора Лигачева, чья неистовая энергия открывала любые московские кабинеты и позволяла снабжать магистраль всеми необходимыми материалами. Нельзя не сказать и про Алексея Кортунова, министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (Миннефтегазстрой). Он на этой трассе находился в общей сложности больше, чем в своем министерском кресле. А как же иначе: первая томская трубопроводная магистраль сконцентрировала в себе не только экономические цели страны, но и политические амбиции. Толмачеву, можно сказать, такой тип поведения достался уже по наследству. Да он и сам по-другому не умел и не мог. Как писал он в своих воспоминаниях, «первые шесть месяцев я практически не вылезал с трассы. Позвонит главный бухгалтер: приезжай подписать документы, — вырываюсь на два дня. Разобрался с бумагами, поработал над формированием отделов — и опять в тайгу!»

Лариса Ишкова: Что еще запомнилось — сильные морозы. И даже в такие холодные дни мы с девчонками ремонтировали задвижки. Представьте узел по 3 килограмма массой, в который необходимо набить смазку. Это не женская работа, но задача была поставлена, и её надо было решать…

Николай Панишев: После нашей компрессорной станции ввели в эксплуатацию Володинскую, и наши специалисты из Парабели ездили помогать коллегам.

Дмитрий Казицин: Когда мы общались с рабочими из других предприятий, то на нас смотрели изумленно, словно мы круглые сутки «ночуем в берлоге», потому что много было мифов о том, как работает магистральный газопровод в тайге, как там живут люди — «умелые газовики из болота». Живые звери на промплощадку, действительно, приходили, но это были не медведи, а лошади. До сих пор смеемся, вспоминая историю о том, как лошадь забралась на второй этаж административного здания…

Николай Панишев: Анализируя те годы, я не раз думал — как повезло, что судьба уберегла парабельскую промплощадку от серьёзных аварий. Однажды замёрзла труба. Сдавали газопровод под осень, испытывали водой и она не до конца вышла. Образовалась гидратная пробка. Надели сразу шапки-ушанки и побежали спасать трубу. Выдавливали пробку поршнем… Работали день и ночь, надо было выполнить задачу, не считаясь со временем, но я думаю, и сегодня сотрудники компании работают также с полной самоотдачей. Далеко не каждый может стать газовиком, но уже если посвятил себя этой профессии — то отдается ей до конца.

Николай Панишев: Если подумать с высот нынешних лет — сменил бы я профессию или нет — то однозначно остался бы в газовой отрасли. Ведь это беспримерное мужество. Помню, в минус 55 даже самолеты не летали, а нам задвижку привозят и мы её ставим. Производственный процесс превыше всего…

Дмитрий Казицин: Трассу осматривали часто пешком. Шли по болотам в сторону Каргаска. На 408 километре, как помню, стоял вагончик, где ночевали, если не успевали выбраться из леса. Либо в избушках у охотников останавливались.

Николай Панишев: Случалось, что и в праздники выезжали на трассу. Не считались — выходные или «проходные» дни. Не успеешь домой вернуться на автобусе, а уже звонят — «собирайся, вертолет ждет»... Иногда по 10 суток не бывали дома.

Заслуженный отдых

Владимир Прохоров: Чем мы довольны сейчас, после выхода на пенсию — это вниманием со стороны сотрудников «Газпром трансгаз Томск». Нас не забывают, всегда поздравляют со всеми праздниками, мы можем поехать отдохнуть по путевке, у нас, практически, те же льготы, что и у нынешних работников. Эх, если бы ветераны знали в период приватизации, насколько высоко будут котироваться акции Газпрома. В СССР ведь понятия не имели — что такое ценные бумаги… Как говорится, знал бы прикуп ….

Дмитрий Казицин: Когда я еду мимо промплощадки, то, признаться, сердце немного «ёкает», несмотря на то, что многие объекты построены уже после нашего выхода на пенсию. Производство стало современным, красивым, автоматизированным, гордость возникает, и чувство сопричастности одновременно — мы тоже там были, и наш вклад есть в этом большом механизме.

Лариса Ишкова: Накануне юбилея компании нельзя не вспомнить имена наших ветеранов — Иван Розовик, Федор Панишев, Александр Камельчук, Сергей Новосельцев, Николай Дмитриев, Анна Кондухович, Иван Серга, Сергей Образцов, Юрий Шекунов, Галина Анненкова, Данила Люкай, Владимир Степанов, Леонтий Лидеуан. Они трудились на разных должностях, некоторых уже нет в живых, но они внесли свою лепту в освоение томского севера.

Газета «Газовый вектор» № 9 (144). Сентябрь 2016 г.

Авторы статьи Татьяна Купцова, Андрей Смирнов.